Главная Выход













Вторник
16.01.2018
17:00



Вы вошли как Гость
   Группа "Гости"


Методическая деятельность
Коррекционная
деятельность

Воспитательная
деятельность

Страница
директора
ВыпускникамПравила приема
в школу
Противодействие
коррупции
Дорожная
безопасность
РодителямТелефоны
доверия
Карта сайта

Гос.электронные
услуги
Персональные
сайты
КалейдоскопТемпературный
режим



Меню сайта
















Категории раздела
Методические разработки [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Консультационный пункт как форма психолого-педагогическое сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в КОУ.
И.В.Решетова,
директор
КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида» (Бийск)
Л.А.Лошкарева,
заместитель директора по УВР
КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида» (Бийск
 
Консультационный пункт как форма психолого-педагогическое сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в коррекционном образовательном учреждении
В статье представлен опыт работы консультационного пункта на базе специального коррекционного учреждения как формы психолого-педагогического сопровождения семьи с особыми потребностями. Дано теоретическое обоснование проблемы, раскрыты трудности при организации такой работы, предложены формы и направления работы.
Специальное образование является частью системы комплексной медико-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации лиц, имеющих физические или психические недостатки, и обеспечивает возможность их обучения и развития  в целях приспособления к социальной среде, подготовке к трудовой деятельности, самообслуживанию и семейной жизни.
Одним из важнейших условий развития личности ребенка с ОВЗ, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и педагогов. Как сделать так, чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, как организовать взаимодействие школы и семьи, чтобы в этом были заинтересованы не только педагоги, но и в большей степени родители, – это один из актуальных вопросов коррекционной педагогики.
В практике специальных коррекционных учреждений традиционно сложился такой подход, который проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает через призму проблем самого ребенка. Однако в последнее время все большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей с ОВЗ, но и семьи, в которой они воспитываются. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем и нуждаются в квалифицированной помощи специалистов различных профилей. У родителей происходят  специфические личностные изменения, которые не позволяют им правильно оценить ситуацию и установить необходимые отношения как с ребенком, так и педагогами, его обучающими. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой – глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье ребенка с ОВЗ.
Анализ отдельных проблем семьи  ребенка с ОВЗ изложен в работах Т.Г. Богдановой, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова и др.
Семья – это особый мир, внутри которого формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок  учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний, и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развитию. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в условиях нашего учреждения, осуществляется специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, учителем - дефектологом, педагогами, учителем ЛФК, педиатром через работу консультационного пункта.
Основные принципы сопровождения: приоритет интересов ребенка; непрерывность процесса сопровождения; комплексный подход в организации сопровождения.
Основными формами работы консультативного пункта являются:
- индивидуальное консультирование родителей по запросу;
- консультирование по итогам диагностики детей;
- тематическое консультирование;
- коррекционно-развивающие занятия с детьми в присутствии родителей;
- совместные занятия с родителями и их детьми с целью обучения родителей способам взаимодействия с ребенком;
- мастер-классы, тренинги, практические семинары для родителей с привлечением специалистов;
- организация и проведение лекториев, семинаров;
- заочное консультирование по письменному обращению, телефонному звонку, через организацию работы сайта образовательного учреждения;
- информационное просвещение родителей: оформление стендового материала и распространение информационных буклетов;
- использование  СМИ;
- сотрудничество с профессиональными организациями и учреждениями: поликлиники, детские сады, школы, центры социальной помощи семье и детям. Для оказания индивидуальной помощи родителям детей  со специальными образовательными потребностями создан коррекционный кабинет, кабинет психолога, ЛФК, сенсорная комната, логопедический пункт.
Сопровождение осуществляется по направлениям:
1. Оказание помощи в формировании коррекционно-развивающей среды.
2. Актуализация ресурсов семьи, оказание помощи в проживании кризисов, трудных ситуациях.
3. Работа с эмоциональными состояниями членов семьи, формирование родительской позиции.
4. Оказание помощи в установлении и расширении связей с социумом, адаптации ребенка.
5. Обучение эффективной внутрисемейной коммуникации всех членов семьи, способствующей формированию адекватной самооценки и дающей возможность получать эмоциональную поддержку.
6. Формирование адекватного, реалистичного отношения к ограниченным возможностям ребенка.
7. Формирование ответственной родительской позиции.
8. Консультирование по вопросам развития детей с особыми потребностями.
9. Информирование родителей о социально-правовых гарантиях и деятельности государственных и общественных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги.
Трехлетняя практика работы консультативного пункта показала, что такая форма взаимодействия с семьей эффективна и востребована. От правильного выбора форм работы школы с семьей зависит как характер, так и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости совместных целенаправленных воздействий на  ребенка, понимании целесообразности их согласования.
Итог работы
1. Единство в работе школы и семьи по воспитанию детей.
2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в школе.
3. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
4. Взаимопомощь в совместной работе.
5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе школы положительных методов семейного воспитания.
6. Привлечение актива родителей, общественности к деятельности коррекционного образовательного учреждения, к работе с семьями.
Литература
1.          Бардиан, А.Н. Воспитание детей в семье. [Текст]: / А.Н.Бардиан. Психолого-педагогические очерки. – М., 2000. - 236 с.
2.          Власова Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. [Текст]: / Т.А.Власова, М.С.Певзлер – М., 1973. - 189 с.
3.          Кузнецов, В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. [Текст]: / В.М.Кузнецов - М., 1994. – 144 с.
Категория: Методические разработки | Добавил: colonel (21.09.2013) | Автор: И.В.Решетова, Л.А.Лошкарева
Просмотров: 1439 | Комментарии: 19 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылки





















Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz