Главная Выход













Понедельник
23.04.2018
03:51



Вы вошли как Гость
   Группа "Гости"



Методическая
деятельность

Коррекционная
деятельность

Воспитательная
деятельность
Персональные
сайты

Родителям
Телефоны
доверия
Интернет
приемная







Меню сайта
















Категории раздела
Методические разработки [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Создание условий для социальной адаптации детей с выраженными нарушениями интеллекта в КГБС(К)ОУ "БСКОШИ №2 VIII вида"

М.М.Покачалова,

учитель начальных классов

КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида» (Бийск)

 В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, раскрыты особенности организации учебно-воспитательной деятельности для социальной адаптации данной группы детей, выявлены трудности  дальнейшей социализации в регионе.  В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, раскрыты особенности организации учебно-воспитательной деятельности для социальной адаптации данной группы детей, выявлены трудности  дальнейшей социализации в регионе. Создание условий для социальной адаптации детей с выраженными нарушениями интеллекта в КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида»

 В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, раскрыты особенности организации учебно-воспитательной деятельности для социальной адаптации данной группы детей, выявлены трудности  дальнейшей социализации в регионе.

Гуманистические и демократические тенденции в развитии специального образования в нашей стране нашли выражение в совершенствовании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детям с выраженными интеллектуальными нарушениями. В крупных региональных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск и др.) существуют научные учреждения и специальные Центры, оказывающие помощь данной категории детей [1]. Но в Алтайском крае  эта проблема стоит особенно остро.

На основании Типового положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и  инструктивного письма Министерства образования РФ от 26.12.2000г., с 01.09.2004 года на базе нашего учреждения был открыт класс для детей с глубокой умственной отсталостью. 

По результатам обследований и наблюдений на  начало обучения у всех детей отмечалось  выраженное недоразвитие двигательной сферы, особенно затруднены тонкие  дифференцированные движения пальцев рук, грубо нарушены все когнитивные функции. Нарушения  речи носят системный характер. Речь 4 детей была малопонятна для окружающих (выражена в виде отдельных слов, структурно нарушенных, коротких аграмматичных фраз), двое детей были безречевыми (общались жестами, произносили нечленораздельные звуки или звукосочетания).

Лишь двое ребят частично владели элементарными санитарно-гигиеническими навыками и могли обслуживать себя. Учащиеся  требовали  постоянного внимания и помощи со стороны взрослых.

Исходя из вышеперечисленных особенностей, были сформулированы цель и основные задачи работы с детьми данной категории.  

Цель: создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка, имеющего выраженные нарушения интеллектуального развития, а в конечном итоге – их социальная адаптация.

Задачи:

- развивать все психические функции и познавательную деятельность в процессе обучения;

- формировать адекватное поведение;

- развивать положительную эмоциональную контактность,  коммуникативные навыки;

- формировать элементарные  навыки самообслуживания;

- развивать мелкую и общую моторику, корригировать недостатки двигательной сферы, укреплять физическое здоровье;

- осуществлять подготовку к овладению посильными видами труда;

- воспитывать бытовую ориентацию, элементарную самостоятельность, способствовать социальной адаптации и интеграции в общество.

В течение всего периода коррекционной работы велось психолого-медико-педагогическое сопровождение развития каждого ребенка. В конце каждого учебного года педагоги результаты заносили в карту наблюдений. Переход с уровня на уровень свидетельствует о качественном скачке в развитии ребенка.

Основываясь на исследованиях ведущих специалистов в области специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями [1], главный акцент в учебно-воспитательном процессе был сделан на  овладение детьми навыками самообслуживания, формирование навыков общения, трудовое воспитание в постоянной продуктивной деятельности.

Трудовое обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями складывается из этапов:

1-4 классы - предметно-практическая деятельность, ручной труд, конструирование;

5-9 классы – трудовое обучение в производственных мастерских.

На протяжении  всех лет обучения программой предусмотрены специальные занятия хозяйственно-бытовым трудом (в 1-4 классах по 2 часа, в 5-9 – по 3 часа в неделю). На первых порах обучения большая роль отводится привитию навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков. С 5 класса идут занятия по бытовому труду: уборка жилых помещений, уход за мебелью, одеждой, обувью и т.п.

С 4 по 9 класс вводятся уроки бытовой ориентации (по 2 часа в неделю), на которых учащиеся знакомятся с видами и назначением различных общественных организаций (аптеки, больницы, магазины, мастерские и др.), совершенствуют бытовые навыки (уборка жилого помещения, приготовление пищи и т.п.).

Для данной группы учащихся в нашем учреждении трудовое обучение осуществляется в мастерских по двум профилям: «швейное дело» и «уборщик служебных помещений, дворник».

Весь учебно-воспитательный процесс с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения, строится на основе наглядности и практической деятельности  с реальными предметами, которые являются ведущими средствами обучения данной категории детей. В начальном звене все уроки и занятия проводились  в игровой форме с частой  сменой видов деятельности. В настоящее время (девятый год обучения) большинству учащихся класса предлагаются задания для  самостоятельной работы, в практической деятельности закрепляются формируемые умения и навыки.

По истечении девяти лет целенаправленного специального коррекционно-развивающего обучения детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития можно отметить значительные положительные результаты в развитии их личностных качеств и познавательной деятельности. Поведение всех учащихся стало упорядоченным, они подчиняются принятым правилам и нормам поведения в обществе, адекватно ведут себя в различных учебных и бытовых ситуациях, самостоятельно добираются из дома до школы и обратно.

На более высокий уровень поднялись коммуникативные навыки: подростки владеют навыками пользования телефонами, компьютером, обмениваются информацией в социальных сетях, могут поддержать беседу со сверстником или взрослым.

У всех учащихся класса сформированы навыки чтения и письма. Они умеют самостоятельно читать тексты разных жанров, отвечать на вопросы, передавать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к поступкам героев. Все учащиеся научились писать свое имя и фамилию, домашний адрес, короткие письма.

Навык счета в пределах тысячи сформирован у всех учащихся. Арифметические действия большинство выполняет на наглядном материале. Подростки умеют обращаться с деньгами различного достоинства, часто самостоятельно совершают покупки.

Основными трудовыми навыками с учетом индивидуальных возможностей  владеют все дети. Учащиеся одной подгруппы на уроках швейного дела учатся вышивать, работать за швейной машиной. Учащиеся второй подгруппы приобретают навыки практической работы уборщика и дворника:  они делают влажную уборку помещений школы, ухаживают за комнатными растениями, убирают территорию школьного двора.

Конечно,  долгое время заниматься одним и тем же видом деятельности дети не могут, у многих к тому же крайне слабое соматическое состояние. Но все-таки, хочется отметить, что потенциальные возможности  детей с выраженными интеллектуальными нарушениями довольно значительны и любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с комплексными нарушениями, должен быть оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду.

 В нашем регионе, к сожалению, главные проблемы в социализации детей, имеющих выраженные интеллектуальные нарушения, так и остаются нерешенными:

1. Для данной категории детей нет специальных дошкольных учреждений.

2. Остро встает вопрос дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства выпускников в специально созданных (защищенных) условиях.

Литература:

1.     Маллер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: / А.Р.Маллер, Г.В. Цикото. -  М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 208 с. 

Категория: Методические разработки | Добавил: colonel (21.09.2013) | Автор: М.М.Покачалова E W
Просмотров: 475 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылки





















Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz