Главная Выход













Вторник
23.10.2018
04:43



Вы вошли как Гость
   Группа "Гости"



Методическая
деятельность

Коррекционная
деятельность

Воспитательная
деятельность
Персональные
сайты

Родителям
Телефоны
доверия
Интернет
приемная







Меню сайта
















Категории раздела
Методические разработки [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Возможности самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Е.М.Иконникова, 
учитель СБО
КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида» (Бийск)  
Возможности самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье освещаются вопросы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О наиболее приемлемых формах самореализации для лиц с ограниченными возможностями, способствующих их реабилитации и интеграции в общественную жизнь через внеклассную деятельность.

Ежегодно тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинают самостоятельную жизнь. Одним из самых критических моментов в их жизни переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Это сложный процесс как для них самих, так и для окружающих людей. Важный аспект адаптации ребенка-сироты в обществе — уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно бытовая и социальная адаптация. Для российских детей, выросших в интернатах и детских домах, это важнейшая жизненная проблема. Выпускники зачастую испытывают большие трудности в устройстве на работу, получении жилья, обустройстве быта, не могут самостоятельно отстаивать свои юридические права. Профессиональная подготовка воспитанников недостаточна.

Основная цель системы специального образования для детей с ограниченными возможностями — максимально возможная социализация и полная интеграция их в общество. При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Только комплексная работа всего педагогического коллектива позволит достичь положительных результатов. Задача педагогов – создать условия для успешной социализации личности учащегося через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Социализации личности воспитанников способствуют предметная деятельность, внешкольная и внеклассная работа, деятельность детских организаций.

Важная роль в этом процессе отводится внеклассной работе. Социальная адаптация детей-сирот направлена на максимальное расширение сферы их досуга. Целью внекласной работы является достижение не внешних результатов, а внутренних изменений, которые происходят в ребенке, в его самосознании, в самооценке, в ценностных ориентирах, в отношениях со сверстниками и взрослыми. Это дает воспитанникам возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, обеспечивающего достижение успеха в соответствии с собственными способностями.

Система внеклассной работы в нашем учреждении нацелена на расширение возможностей самореализации учащихся и развития их творческого потенциала. Широта спектра творческих объединений представляет собой продуманную систему формирования личности учащегося. Работа объединений строится по принципу коллективной творческой деятельности, развития способности обучения, самовыражения и самореализации в среде сверстников.

Как правило, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья хотят заниматься сразу в нескольких творческих объединениях. Им нравится работать с бумагой, шить, готовить и др., но заниматься сразу всем не представляется возможным. В методической литературе представлено много программ по художественному творчеству, но, как правило, они нацелены на изучение одного направления: аппликация, оригами, бисероплетение, мягкая игрушка и т. п.

Возникла необходимость разработать программу, дающую возможность познакомится с различными направлениями декоративно-прикладного творчества.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения мечтают о своем уютном доме. Занятия творческого объединения «Я и мой дом» являются логическим продолжением уроков по социально-бытовой ориентировке.

Цель курса: расширение и углубление жизненного опыта учащихся с ОВЗ среднего и старшего возраста, формирование  социально-бытовой компетенции, как необходимых предпосылок независимого самостоятельного образа жизни.

 Задачи курса:

- формировать интерес к освоению и совершенствованию знаний и практических умений ведения домашнего хозяйства;

- познакомить и обучить простейшим технологиям работы с гипсом, атласными лентами, декоративным, природным и бросовым материалом;

- формировать художественный вкус и эстетическую культуру на примере оформления дома;

- знакомить с традициями проведения семейных и национальных праздников;

- создать ориентационную и мотивационную основу осознанного выбора будущей профессии.

Курс состоит из четырех разделов: «Мой дом», «Уроки семейного этикета», «Встречаем гостей», «Национальные кухни». Программа предусматривает широкое использование методов активного обучения, таких как метод проблемного изложения материала, ролевые игры. Курс имеет практико-ориентированный характер. В процессе выполнении творческих работ используются информационные технологии.

На занятиях учащиеся знакомятся с различными сферами деятельности человека, направленными на создание уюта в квартире собственными руками. Мотивом их деятельности является стремление украсить дом своими руками, создать уют.

Занятия по программе «Я и мой дом» способствуют формированию навыков самообслуживания, ведению домашнего хозяйства, воспитают устойчивое стремление к достижению результата, умению планировать свою деятельность от начального до завершающего этапа, развивают у детей волевые качества, творческие способности, фантазию, умение предвидеть результаты своей работы. Воспитывают такие качества как - целеустремленность, аккуратность, ответственность за выполнение начатого дела, чувство долга перед другими детьми, самостоятельность в преодолении возникших трудностей, трудолюбие. Результатами работы творческого объединения служит участие воспитанников в выставках и конкурсах различного уровня.

Появление у ребенка представлений о своих возможностях свидетельствует о развитии у него способности оценивать себя. Позитивная оценка собственных возможностей становится основой самопринятия, доверия к себе. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для него людьми: сверстниками, педагогами, микро- и макросоциумом.

Направленность на самореализацию (по А. Маслоу) отражает потребность ребенка стать тем, кем он может стать, исходя из имеющегося потенциала. Самореализация позволяет повысить качество жизни, существенно снизить риск негативных последствий трудных жизненных ситуаций, в частности, связанных с ограниченными возможностями здоровья.

Показателями успешной социализация является эффективная адаптация ребенка  обществе и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных ситуациях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации. Выявить реальный уровень социализации представляется довольно сложной задачей, провести полный анализ успешной социализации удается только в практической деятельности и в быту спустя некоторое время после выхода из стен учреждения.

Литература:

1. Выготский, Л.С. К вопросу о динамике детского характера [Текст]: Психология индивидуальных различий / Л.С. Выготский /под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: 2000.

2. Девякова, Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида [Текст]: пособие для учителя /Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочеткова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под.ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 302 с.

3. Маслоу, А. Самоактуализация //Психология личности [Текст]: А. Маслоу /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982.

4. Скрипкина, Т.П. Психология доверия [Текст]: Т.П. Скрипникова. – М.: 2000.

5. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст]: В.В. Столин. – М.: 1983.



Источник: http://ikonnikova.ucoz.ru/publ/vozmozhnosti_samorealizacii_detej_sirot_i_detej_ostavshikhsja_bez_popechenija_roditelej/1
Категория: Методические разработки | Добавил: colonel (21.09.2013) | Автор: Е.М.Иконникова, учитель СБО E W
Просмотров: 1152 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылки





















Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz